?

Log in

No account? Create an account
ребе, раввин, Авроом Вольф

August 2019

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com

Previous 10 | Next 10

Jun. 14th, 2019

ребе, раввин, Авроом Вольф

Коѓены, благословляющие с любовью

Канун Шабос главы «Носой»
11 сивона 5779 года / 14 июня 2019 г.

Синагога — это уникальное место: здесь евреи переживают и очень серьезные и радостные моменты, минуты тишины и воодушевления… Одна из самых возвышенных частей молитвы — благословение коѓенов. Потомки Аѓарона поднимаются к арон-койдешу, протягивают свои руки и благословляют собравшихся от Имени Всевышнего. Община в молчании и смирении получает благословение, исходящее непосредственно от Б‑га. Основы этой заповеди мы находим в стихах из нашей сегодняшней недельной главы «Носой»: «Говори Аѓарону и его сынам так: «Так благословляйте сынов Израиля, говоря им…» (Бамидбор, 3: 23–27). При этом Всевышний повелевает коѓенам быть теми, кто побудит Его благословить евреев. «Вы благословите сынов Израиля, а Я благословлю их вслед за вами».

Само тройное благословение коѓенов касается высочайших вопросов, о которых только можно просить:

1. «Да благословит тебя Г‑сподь и сохранит тебя». Раши комментирует: «Чтобы стало благодатным твое достояние… Святой, благословен Он, и дает, и оберегает от всякого посягательства».

2. «Да озарит Г‑сподь лицо Свое для тебя и помилует тебя». Раши: «Да явит Он тебе лицо радостное, лицо лучезарное… и одарит тебя милостью, расположением».

3. «Да обратит Г‑сподь лицо Свое к тебе и даст тебе мир». Раши: «Да удержит Он Свой гнев».

Если задуматься над смыслом благословения, то возникает целый ряд вопросов. Почему Святой, благословен Он, просит коѓенов побудить Его благословлять евреев? Ведь если человек заслуживает изобилия свыше, то он не нуждается в милости коѓенов, а если не заслуживает, то разве могут они ему помочь? Более очевидный вопрос: почему именно коѓены? За какие заслуги получили они ключи от благословения? Мы знаем, что существует благословение праведников, есть благословение родителей для своих детей, но что отличает коѓенов? В конце концов, они не должны преуспевать в чем-то особенном, чтобы благословлять. Коѓен не обязательно должен быть талмид-хохомом, не обязан отличаться особой праведностью, и его благословение действует, даже если за мгновение до этого он обменялся шуткой с человеком, сидящим рядом с ним в синагоге.
Читать дальшеCollapse )

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (963 КБ).

Jun. 6th, 2019

ребе, раввин, Авроом Вольф

От пустыни — к Иерусалиму

Канун Шабос главы «Бамидбор»
4 сивона 5779 года / 7 июня 2019 г.

Премия Израиля — самая престижная правительственная награда, которая ежегодно вручается гражданам, наиболее отличившимся в области гуманитарных и естественных наук или сделавшим важный вклад в израильскую культуру и общественную жизнь. В прошлом году этой награды за особый вклад в укрепление духа израильской молодежи была удостоена Мирьям Перец — работник образования, женщина, потерявшая в войнах Израиля двоих сыновей: старший был убит в Ливане, а 12 лет спустя ее второй сын погиб в Газе. С трудом оправившись от потерь, Мирьям Перец решила посвятить свою жизнь передаче еврейского наследия подрастающим поколениям: она выступает с лекциями перед солдатами Армии обороны Израиля и школьниками, а также перед членами еврейских общин в разных странах мира.

По сложившейся традиции каждый год на церемонии награждения один из лауреатов премии выступает от имени всех награжденных. В прошлом году для выступления была выбрана Мирьям Перец. Подобная речь не звучала в Израиле в течение многих лет. Позвольте мне привести здесь несколько важных, на мой взгляд, цитат из этой знаменательный речи современной праведницы и героини:
Читать дальшеCollapse )

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (607 КБ).

May. 30th, 2019

ребе, раввин, Авроом Вольф

Иудаизм, «высеченный» в душах

Канун Шабос главы «Бехукойсай»
26 ияра 5779 года / 31 мая 2019 г.

В июньскую ночь 1967 года молодой еврейский солдат из десантного батальона стоял на крыше иерусалимского дома недалеко от Старого города. Десантники, вошедшие в город несколькими часами ранее, теперь переходили от дома к дому, от крыши к крыше, продвигаясь в направлении к Западной стене (часть стены, когда-то окружавшей Храмовую гору; в европейской традиции называется Стена плача, на иврите — Котель маарови). И вот, когда на рассвете он стоял на крыше и перед ним во всей своей красе открылась панорама древнего города, в этот самый момент вблизи разорвался иорданский снаряд. Сильная взрывная волна отбросила парня назад. Он был контужен, осколки ранили голову, попали в лицо. Оказавшийся рядом санитар остановил кровь, сделал перевязку и сказал: «Потерпи, через несколько минут мы отправим тебя в госпиталь». Но солдат закричал: «Я должен добраться к Стене!» Санитар посмотрел на него, как на сумасшедшего, и спросил: «Это все, что тебя сейчас интересует?»

Через несколько часов, когда он уже лежал в медицинском центре «Ѓадасса», до него доносились звуки отдаленных выстрелов. На следующее утро он услышал по радио, как корреспондент говорит: «Сейчас я иду вниз по лестнице к Западной стене, я касаюсь камней Котеля…» Он услышал крики радости, трубление в шойфар, и не смог больше слушать передачу. Вскочив с кровати, он повернулся к лежащему рядом другу и сказал: «Я иду к Котелю». Оба раненых покинули палату и побежали в Старый город, к Западной стене, где и воссоединились со своим батальоном. Солдат подошел к Стене, положил руку на ее камни и разрыдался. В тот момент он чувствовал себя посланником многих поколений евреев, которые две тысячи лет молились о возвращении в Иерусалим, и вот он стоит здесь и касается своими руками этих святых камней. В тот же день он вернулся в больницу, его прооперировали и вынули из его головы осколки, из которых он сделал кольцо и потом никогда его не снимал…
Читать дальшеCollapse )

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (811 КБ).

May. 23rd, 2019

ребе, раввин, Авроом Вольф

«Пусть празднует земля Субботу…»

Канун Шабос главы «Беѓар»
19 ияра 5779 года / 24 мая 2019 г.

В 1986 году Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) начало разработку программ выращивания растений в космосе. Прежде всего искали специалистов по гидропонике — методу выращивания растений в воде, без использования почвы, с искусственным добавлением необходимых питательных веществ. После долгих поисков они пригласили профессора Меира Шварца, эксперта из Израиля, работавшего в религиозном кибуце «Хафец-Хаим». Когда он прибыл на мыс Канаверал во Флориде для участия в совещании, на которое были приглашены все руководители НАСА, чтобы объяснить, почему именно в Израиле работает мировой эксперт по выращиванию растений на платформе, отделенной от почвы, председатель взял в руки Тору и зачитал стихи из нашей сегодняшней недельной главы «Беѓар», где говорится о годе шмиты: «Когда придете на землю, которую Я даю вам, пусть празднует земля Субботу Г‑споду. Шесть лет засевай твое поле и шесть лет обрезай твой виноградник, и собирай ее урожай. А в седьмом году Суббота прекращения трудов будет для земли, Суббота Г‑споду» (Ваикро, 25: 2–4).

Суть заповеди шмиты состоит в том, что после вступления в Землю Израиля еврей-земледелец обязан по-особому относиться к ее возделыванию: шесть лет работать на земле и пользоваться ее плодами, а на седьмой год — год шмиты — Тора повелевает: «Поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай. Самосева твоей жатвы не жни и твоего винограда хранимого не снимай; год прекращения трудов будет на земле» (там же, стихи 4–5).

Год шмиты — это «суббота земли». Так же, как в Шабос — седьмой день — еврей не работает, так и земля в седьмой год будет свободна от трудов. Это — шнас шабосойн, «год отдыха» (отсюда в европейские языки вошло понятие Sabbatical, обозначающее год отдыха и самосовершенствования — например, для учителей и научных работников).
Читать дальшеCollapse )

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (805 КБ).

May. 16th, 2019

ребе, раввин, Авроом Вольф

Отдать жизнь народу Израиля

Канун Шабос главы «Эмойр»
12 ияра 5779 года / 17 мая 2019 г.

Мы с вами находимся в периоде между праздниками Песах и Швуэс, когда исполняется заповедь сфирас ѓооймер, которая заключается в том, что каждый вечер мы произносим благословение и говорим: «Сегодня один, два и т. д. дней оймера» (на иврите — лооймер). В то же время мы прекрасно знаем, что 33‑й день счета оймера — день, когда покинул этот мир рабби Шимон бар Йохай и перестали умирать ученики рабби Акивы, — является праздником и называется Лаг бооймер (напомню, что гиматрия — сумма числовых значений букв, — слова лаг равняется 33). В чем причина этого разночтения?

Оказывается, в еврейских общинах есть две древние традиции, касающиеся формулировки сфирас ѓооймер. Сефарды и хасиды (у которых порядок молитв близок к сефардскому) говорят лооймер, ибо они считают дни, прошедшие после жертвоприношения оймера 16 нисона, и как бы говорят: «Сегодня прошло столько-то дней после принесения оймера». С другой стороны, Рамо (рабби Моше Иссерлес) постановил, и ему следует обычай ашкеназских общин, что надо говорить бооймер. Так как во времена изгнания и отсутствия Храма оймер не приносится, неуместно говорить «столько-то дней после жертвоприношения». Тем не менее, существуют 49 дней — семь недель, которые с тех пор называют «периодом оймера», и ему соответствует выражение бооймер.
Читать дальшеCollapse )

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (818 КБ).

May. 9th, 2019

ребе, раввин, Авроом Вольф

Любить всех евреев «профессионально»

Канун Шабос главы «Кдойшим»
5 ияра 5779 года / 10 мая 2019 г.

Эту историю рассказала девушка, ставшая случайной свидетельницей произошедшего:

— Несколько лет назад, я работала волонтером в Стэнфордской больнице. Один маленький пятилетний мальчик преподал мне там урок смелости и самоотверженной братской любви.

В больницу поступила девочка по имени Лиза, которая страдала редкой болезнью. Единственным шансом на выздоровление было переливание крови от ее младшего брата, у которого было то же заболевание, но он чудесным образом выздоровел. Врач объяснил мальчику тяжелое состояние его сестры и спросил, не отдаст ли он ей свою кровь. Я видела, как он на мгновение заколебался, прежде чем сказать доктору: «Да, я с радостью сделаю это, чтобы спасти Лизу».
Читать дальшеCollapse )

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (852 КБ).

May. 3rd, 2019

ребе, раввин, Авроом Вольф

Обновляясь каждый месяц, как луна

Канун Шабос главы «Ахарей мойс»
28 нисона 5779 года / 3 мая 2019 г.

На этой неделе я хочу поделиться с вами удивительной историей удивительной женщины. Заѓава Рот, пережившая Холокост, занимается проблемами дошкольного воспитания, обучает воспитателей детских садов и является инспектором детских садов. До этого она готовила экспериментальные программы обучения для дошкольников, получив за свою работу награду от министерства образования. Она также занимается особыми программами для подростков и взрослых по увековечению памяти о Холокосте.

В 2016 году Заѓава выступала от имени оставшихся в живых на официальной церемонии в канун Дня Катастрофы в музее «Яд Вашем», где рассказала свою историю. Она родилась в 1935 году в городке Живец (Польша) у Моше и Ханы Бродман. У нее был брат Бенцион-Яаков, старше ее на год. Потом семья переехала в город Бохня на юге Польши. Отец Заѓавы был портным, семья соблюдала заповеди Торы и соответственно воспитывала своих детей.

В 1942 году Заѓава и вся ее семья попали в гетто Бохни. Однажды ночью фашисты провели акцию, по окончании которой в гетто не осталось детей. Заѓава спаслась, но в суматохе потеряла своего брата Бенциона, который, очевидно, погиб, так как она больше никогда в жизни его не видела. Семилетняя девочка долгое время пряталась в шкафу у своей тети, которая работала секретарем руководителя юденрата гетто. Иногда к ним приезжали поляки, которые интересовались покупкой вещей, конфискованных у евреев. Тетя открывала для них склад и однажды уговорила одну женщину, которая покупала шкаф, вывезти в этом шкафу маленькую девочку — конечно, за большое вознаграждение. Мать собрала все драгоценности, которые еще у нее были, и объяснила Заѓаве план ее спасения.
Читать дальшеCollapse )

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (874 КБ).

Apr. 24th, 2019

ребе, раввин, Авроом Вольф

Сохранить связь с Иерусалимом

Канун седьмого дня Песах, 20 нисона 5779 года / 25 апреля 2019 г.

Общественная жизнь в Израиле, как и везде, не обходится без многочисленных споров и конфликтов. И это не ново, но прошлый год был отмечен необычными дебатами. Это не был идеологический спор о возвращении территорий или депортации нелегальных иммигрантов. На этот раз спорили о почестях… Государство Израиль готовилось отметить 70‑ю годовщину независимости. В Иерусалиме по многолетней традиции должна была пройти специальная церемония, на которой присутствовали тысячи людей. Основная часть церемонии состоит в том, что особо отличившиеся представители разных сфер жизни страны зажигают факел «во славу Государства Израиль». Поскольку народ Израиля состоял из двенадцати колен, было установлено, что почетное право зажечь факел получают двенадцать человек. И если каждый год эта церемония является важным общественным мероприятием, то ясно, что в год семидесятилетия — это историческое событие. В церемонии приняли участие около 6500 человек, она транслировалась по всем телевизионным каналам и отражалась во всех средствах массовой информации.
Читать дальшеCollapse )

Apr. 19th, 2019

ребе, раввин, Авроом Вольф

Поверить в себя и в свои силы

Канун Песах, 14 нисона 5779 года / 19 апреля 2019 г.

В пятницу вечером весь еврейский народ сядет за стол Пасхального Седера и начнет праздновать восемь дней Песаха. У нас в Украине в этом году складывается интересная ситуация с голосованием еврейской общины во втором туре президентских выборов. Так как первые два дня Песаха (в нынешнем году — 20–21 апреля) являются святыми и выделенными, как Шабос, в эти дни для евреев запрещены определенные виды работ, в частности — письмо. Так что, когда в воскресенье граждане Украины пойдут на избирательные участки, чтобы избрать президента страны, мы, евреи Украины, не сможем участвовать в выборах из-за святости второго дня Песаха (исход праздника в Одессе — в 2041, а избирательные участки работают до 2000). Поэтому мне остается только одно — исполнить свой гражданский долг на словах. В связи с этим, я расскажу вам одну интересную историю о президентских выборах.

Несколько лет назад я читал интервью с сенатором Джо Либерманом, в котором среди прочего его спросили о выборах 2000 года, когда Альберт Гор предложил ему выставить свою кандидатуру на пост вице-президента. Он сказал, что сам не особо верил, что Гор выберет его. Он знал, что находится в «коротком списке», но он даже не мечтал, чтобы это случилось. Более того, накануне знаменитого объявления он, узнав из определенных кругов, что Альберт Гор решил не выбирать его, сказал себе: «Это тоже к лучшему», — и спокойно заснул. Проснувшись на следующее утро, он включил новости и узнал, что его выбрали для участия в выборах с Альбертом Гором. Он выглянул в окно и увидел толпу журналистов и фотографов, ожидающих у дома. Прежде всего, он произнес утренние благословения, а затем добавил особую молитву о том, чтобы Всевышний дал ему силы и разум для принятия правильных решений. Первые фотографии, сделанные журналистами, запечатлели, как, выходя из дома, Либерман поцеловал мезузу.
Читать дальшеCollapse )

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (1,17 МБ).

Apr. 10th, 2019

ребе, раввин, Авроом Вольф

Загадки «детской считалочки»

Канун Шабос главы «Мцойро»
7 нисона 5779 года / 12 апреля 2019 г.

До Песаха осталась неделя, так что сейчас самое время вновь заглянуть в Пасхальную Агаду. Есть известная песенка под названием «Хад гадья» («Один козленок»), которой в большинстве еврейских общин завершают Седер. В ней рассказывается о том, что отец купил козленка за малую сумму в две зузы (серебряных монеты). Но кот съедает козленка, потом собака кусает кота, палка бьет собаку, огонь сжигает палку, вода гасит огонь, бык выпивает воду, шойхет (мясник) убивает быка, а ангел смерти разит мясника. Потом приходит Сам Всевышний и убивает Ангела смерти. Каждый в конце получает свое…

Евреи поют эту песню в ночь Пасхального Седера, по меньшей мере, шестьсот лет — возможно, даже больше. Поэтому становится ясно, что это не какая-нибудь простенькая детская считалочка, рассказывающая об отце, который дешево купил козленка. Так для чего же предназначена песня, о которой Любавичский Ребе сказал в одной из своих бесед: «Несмотря на то, что в Хабаде эту песню не произносят, в ней вся суть дела и даже более того»? На первый взгляд, ее послание состоит в том, что есть Хозяин в этом мире, и нет ничего случайного. Однако для выражения этого указания у нас есть много книг еврейских мудрецов и хасидских рассказов. Собственно, вся история Пасхальной Агады — это подтверждение того, что все находится во власти Б‑жественного провидения.

Одно из объяснений — эта песня предназначена для того, чтобы с помощью аллегории рассказать историю египетского изгнания от начала и до конца.
Читать дальшеCollapse )

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (685 КБ).

Previous 10 | Next 10