?

Log in

No account? Create an account
ребе, раввин, Авроом Вольф

December 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
ребе, раввин, Авроом Вольф

Суккос

Около десяти лет тому назад меня пригласили дать интервью одной из одесских радиостанций. Я был предупрежден, что передача пройдет в прямом эфире и будет включать ответы на вопросы слушателей, а ее ведущий — еврей, психолог по специальности и очень интеллигентный человек. Я не знал, сколько слушателей есть у этой радиостанции и, тем более, кто из них будет слушать эту передачу, однако понял, что мне представляется дополнительная возможность использовать силу средств массовой информации (которую, кстати, я очень высоко ценю) для того, чтобы приблизить к иудаизму хотя бы еще одного еврея — ведущего этой передачи. И будет просто замечательно, если к нам присоединятся слушатели-евреи.

Поздно вечером водитель привез меня в неизвестный мне до сих пор район города. Я помню только лес антенн, дождь и темноту. Я вошел в помещение радиостудии, где меня ждали ведущий передачи Игорь Ильич Геллер и женщина-редактор (в перерыве на рекламу выяснилось, что она тоже еврейка, а ее дочь даже учится в еврейской школе «Хабад»). Я понял, что, по крайней мере, двумя слушателями-евреями я уже обеспечен. А в ходе передачи, по количеству телефонных звонков, поступивших в студию, стало ясно, что у этой программы была широкая еврейская аудитория.

Передача получилась очень увлекательной. Игорь показал, что он очень гордится своим еврейством и умеет отстаивать свою позицию. Вопросы радиослушателей были очень интересными (надеюсь, что и ответы тоже). Бóльшая часть вопросов касалась веры, иудаизма, истории еврейского народа. Конечно, были и вопросы о политике, о проблемах между Израилем и палестинцами. Радиослушатели не отступались, спрашивали и спрашивали, пытались докопаться до истины. При необходимости, Игорь помогал мне понять некоторые вопросы. И так незаметно двухчасовая программа подошла к концу… Время было позднее. Мы с Игорем вышли поговорить на свежий воздух с чувством, что передача получилась очень полезной. Игорь закурил и рассказал мне историю своей жизни. Мы еще немного поговорили об иудаизме и расстались, договорившись встретиться вновь. У меня появилось ощущение, что мы добавили еще немного еврейства в воздух Одессы. Как обычно, результаты этого скажутся позже — а, может, и не скажутся. Но тогда я был уверен, что положительные результаты будут обязательно.

Через несколько месяцев я встретил Игоря на одной из одесских улиц. Он был на машине и подвез меня до синагоги. Я дал ему почитать несколько книг Любавичского Ребе. Игорь обещал, что обязательно прочитает их…

Прошло несколько лет, в течение которых, по признанию самого Игоря, его активно «подталкивал» к решающему шагу друг и соратник Шнеур-Залман Кауфман, а потом они просто пришли вместе в синагогу на празднование Пурима. Во время хасидского фарбренгена мы с Игорем несколько часов беседовали на темы, связанные с иудаизмом. Ровно через год он снова появился в синагоге на фарбренгене, посвященном празднику Пурим, а еще через полгода после этого, в канун прошлого Рош ѓа-Шоно, он пришел в синагогу на чтение слихойс и с тех пор ходит сюда постоянно. Он вступил в завет нашего праотца Авраѓама, получив еврейское имя Йосеф-Ицхок, посещает уроки Торы, молится три раза в день и вообще превратился в неотъемлемую часть еврейской общины Одессы!

Со временем выяснилось, что Йосеф-Ицхок Геллер — кандидат психологических наук. Он всегда поможет в любом вопросе, связанном с психологией. В каждой теме, изучаемой на уроке Торы, он находит психологический аспект. Любое занятие по еврейской философии с его участием приобретает более глубокий смысл… Выяснилось также, что по первому образованию он — лингвист, переводчик. Несколько недель тому назад он праздновал свой день рождения и устроил по этому поводу в синагоге большой фарбренген. Мы сидели и беседовали о Торе. Была затронута интересная тема: «Вера и уверенность». Я процитировал участникам беседы высказывания на эту тему шестого Любавичского Ребе рабби Йосефа-Ицхока Шнеерсона. Он объясняет, что вера передается каждому еврею по наследству от нашего праотца Авраѓама. Никто не прилагает никаких усилий, чтобы прийти к вере, она существует внутри человека с рождения. В отличие от этого, чтобы достичь уверенности, надо хорошенько потрудиться. Я привел в пример восход солнца. Ведь никто из нас не скажет, что он верит в то, что завтра солнце взойдет. И, тем не менее, каждый из нас совершенно уверен, что завтра солнце взойдет. Поэтому, говорит Ребе Йосеф-Ицхок, когда человек верит в Б-га и в то, что Б-г поможет ему, так же свято, как он уверен, что завтра солнце взойдет, то Всевышний действительно ему помогает.

Йосеф-Иц¬хок Геллер добавил объемности обсуждению, когда обратил внимание участников на существенные различия в значении однокоренных слов: «доверие», «вера» и «уверенность». Он сказал: «В русском языке корень слова «вера» имеет значение «верное», то есть «истинное». Три варианта: доверие; вера; уверенность — это три состояния человека. Доверие — имеется в виду, что человек расположен к объекту веры. Вера — это собственно его отождествление с объектом веры. А уверенность — это результат его жизни в вере, «проверенная вера». То есть уверенность (в отличие от веры) — это укорененность в вере, утвержденность в ней».

Все это чудесным образом связывается с интересными обычаями праздника Суккос, который мы готовимся отметить вместе со всем еврейским народом.

Ѓалоха, еврейский закон, утверждает, что при строительстве сукки (шалаша) не имеет значения, из какого материала делаются ее стены. Они могут быть из камня, дерева, ткани, пластмассы. Можно даже возвести сукку в доме или на балконе. Покрытие — вот что важно, вот что делает шалаш шалашом. Схах (покрытие шалаша) делается из срезанных ветвей деревьев или стеблей растений.

Возникает вопрос: «Сколько схаха должно быть на шалаше?» С одной стороны, Ѓалоха говорит, что его должно быть столько, чтобы «было больше тени, чем солнца». То есть, если внутри шалаша больше солнца, чем тени, то он непригоден. Это минимально необходимое количество схаха. С другой стороны, надо осторожно покрывать сукку, чтобы не положить слишком много схаха, «чтобы видели через него звезды». Так сказано в «Шулхан орухе»: «Изначально надо сделать покрытие совсем легким, чтобы через него были видны ночью большие звезды, но даже если будет оно более густым, как в доме, и лучи солнца не будут проникать через него, все равно шалаш считается пригодным».

Но не существует никаких послаблений, когда речь заходит о дожде. Так пишет об этом Алтер Ребе в его редакции «Шулхан оруха»: «Если схах настолько толст, что дождь не может проникнуть вовнутрь шалаша, то непригоден он, так как не может называться шалашом. Ведь он не только дает теперь тень, но и защищает от дождя, а следовательно, это уже не называется шалаш, а нечто подобное дому». Собственно в этом и заключается смысл точного определения сукки. Сукка, шалаш — это постройка, которая защищает от солнца, но не защищает от дождя. Если же он защищает от дождя, то это уже не шалаш.

Не все тут понятно. Ведь цель проживания в шалашах состоит в том, чтобы вспомнить, что Всевышний оберегал еврейский народ в пустыне в течение 40 лет, и, благодаря «облакам славы», там не проливался дождь, не было вообще никаких осадков. Если мы делаем это, чтобы помнить об «облаках славы», то нам следовало бы построить укрытие, защищающее нас и от дождя. Если же вся цель Суккос заключается в том, чтобы почувствовать, как живется человеку вне дома, снаружи, не имея никакой защиты от сил природы (как было сказано, дождь должен проникать в шалаш), то, может быть, стоило выехать в парк и там праздновать? Ведь тогда мы бы на самом деле ощутили природу и то, насколько мы действительно нуждаемся в защите Всевышнего. А то что же получается?! Есть укрытие, которое должно укрывать нас от солнца, но оно не должно быть совершенным, чтобы дождь мог проникнуть в шалаш!

Объясняется это тем, что схах символизирует способ нашего служения Всевышнему. Каково значение понятия «мера уверенности»? С одной стороны, существует солнце, символизирующее законы природы. Солнце встает каждое утро, и это никогда не меняется, поэтому мы никогда не молимся, чтобы Б-г послал нам солнце. Это закон природы, установленный Б-гом сразу после потопа: «День и ночь не прекратятся». Что же касается дождя, то его совершенно невозможно предугадать. Даже когда предполагают, что будет дождь, и синоптики обещают, и мы все выходим из дому в куртках, сапогах и с зонтами, он не всегда бывает. И поэтому есть молитва о дожде, в которой мы просим у Б-га послать нам дождь.

Следовательно, солнце символизирует законы природы, то, чего можно ожидать. Дождь, напротив, символизирует абсолютно неожиданные явления. Никогда невозможно знать, будет сегодня дождь или нет. Это полностью зависит от Б-га. Дождь нисходит с небес, как и все благословения Всевышнего.

В этом и заключается символический смысл шалаша. С одной стороны, схах должен создавать в шалаше тень. Это означает, что человек должен делать все, от него зависящее, чтобы преуспеть. Ведь Б-г наделил его умом для того, чтобы он делал все, что нужно. А с другой, надо покрывать шалаш так, чтобы дождь мог проникнуть вовнутрь. Дождь символизирует силы, стоящие выше сил природы и во много раз превышающие их. И поэтому человек должен знать, что в подобных случаях, чтобы быть полностью уверенным в своем будущем, он не может рассчитывать только на себя, он должен быть уверен в силе Всевышнего. То есть, человек должен сделать все, что от него зависит, чтобы использовать законы природы, и в то же время должен полагаться на Б-га и быть уверенным, что все, с Б-жьей помощью, уладится. Человек должен встать утром, вспахать поле, засеять его, а затем поднять глаза к Небу и попросить дождя. И быть уверенным, что Г-сподь пошлет ему дождь!

Именно это называется «уверенность». А совсем не так, как некоторые думают, что можно сидеть дома и, ничего не делая, ждать чуда от Всевышнего. Наоборот, сказано: «И благословит тебя Б-г, Всесильный твой, во всех твоих деяниях…». Человек должен делать то, что от него зависит: положить схах, который будет защищать его от солнца. Но вместе с тем, надо помнить, что все в руках Б-жьих, и оставить возможность дождю проникнуть в шалаш. Таким образом, после всех приготовлений, всей нашей работы мы зависим от милости Всевышнего, которую символизирует дождь. Мы осознаем, что дождь представляет собой то, над чем мы не можем властвовать, и здесь проявляется мера уверенности в том, что надо полагаться на Б-га.

В этом и заключается смысл схаха. Надо быть укрытыми от солнца и вместе с тем помнить, что дождь — то, что зависит только от Б-га. Именно поэтому многие хасиды едят в шалаше даже во время дождя, понимая, что смысл праздника Суккос заключается в определении «меры уверенности». Они строго выполняют эту заповедь, несмотря на то, что Ѓалоха в данных случаях позволяет войти в дом и есть там.

У меня уже накопился богатый опыт празднования Суккос в дождливую погоду. Я должен отметить, что никто еще ни разу не простудился из-за того, что ел в шалаше под проливным дождем. И с абсолютной точностью можно сказать, что тот, кто ел в шалаше во время дождя, добавил себе немного уверенности. Поздравляю нас всех с праздником уверенности — «утвержденности в вере»!

Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,5 МБ).

Comments